Шкафы купе, гардеробные, кухни на заказ в Калининграде. 

Шкафы купе, гардеробные, кухни на заказ в Калининграде. А также много полезной информации о мебели.  
  Главная  ›  Полезная информация › Стили и кухни  › Японский стиль › Прошлое и настоящее японской керамики

Прошлое и настоящее японской керамики

 

Без японской керамики не обойтись при оформлении интерьера в японском стиле. Керамика из Японии многообразна и это связано не только с особым пристрастием японцев к керамическим изделиям, но и удивительной историей. Первое, что приходит на ум при упоминании керамики из страны восходящего солнца, - это японский фарфор. Но не только им славятся изделия из Японии.

Какая самая яркая черта гончарных изделий Японии из средневековья?

Главная черта гончарства средневековой Японии - это стремление достигнуть естественности, элегантности и простоты, в том числе, благодаря, порой целенаправленно, оставленными "дефектами" поверхности, потёкам, трещинам и пузырям глазури, следам пальцев.

История японской керамики:

Древнейшая керамика периода Дзёмон

Японская керамика имеет настолько долгую и изученную историю, что аж дух захватывает, она начинается с доисторического периода Дзёмон, который условно растянулся с 15-го тысячелетия до нашей эры до 3-го века до нашей эры. Период по протяженности колоссальный и дословно переводится, как "верёвочный узор".

Чаша, ранняя часть периода Дзёмон
Рис. 1. Чаша, как пример керамики ранней части периода Дзёмон

Примеры изделий периода Дзёмон приведены на фото 2 и 3, в таком виде чаши с тех пор, конечно, не сохранились, можно сказать, что это реплики.

Керамика периода Дзёмон не так проста и отнюдь не представляет собой куски глины обмотанные верёвками
Рис. 2. Керамика периода Дзёмон не так проста и отнюдь не представляет собой куски глины обмотанные верёвками. На фото ритуальные сосуды
Керамика периода Дзёмон в современном исполнении
Рис. 3. Керамика периода Дзёмон в современном исполнении
Отдельно стоит отметить статуэтки под названием Догу, которые также относятся к периоду Дзёмон
Рис. 4. Отдельно стоит отметить статуэтки под названием Догу, которые также относятся к периоду Дзёмон. Учитывая, что их возраст достигает 10 000 лет, часто муссируется тема, что они ни что иное, как изображения инопланетян

Керамика периода Яёй

Период Яёй растянулся с 3-его века до нашей эры до 3-его века нашей эры, в нём, как и в Дзёмон, выделяют отдельные подпериоды. В это время произошло упрощение дизайна, появление новых форм: сосудов в виде ваз, кувшинов с высоким горлышком и ручек, тарелок, кубков, стенки керамики стали тоньше, большинство изделий не украшались, но и орнаменты были не редкость. Стенки керамической посуды окрашивались в красный цвет охрой и полировались до блеска.

Если в период Дзёмон керамика изготавливалась вручную, то в период Яёй появился простейший гончарный круг. Посуда стала определённо разделятся по назначению на столовую, для кухни, тару, для ритуалов. Каждой категории соответствовали определенные формы и размеры сосудов.

Интересный факт периода Яёй:

Умерших людей, не всех конечно, хоронили в громадных гробах, сделанных из керамики, которые выглядели, как контейнеры в виде яйца из двух половинок, плотно подогнанных друг к другу. Внутрь такого гроба помещали покойника в позе спящего человека с согнутыми ногами и руками.

Пример керамики периода Яёй
Рис. 5. Пример керамики периода Яёй

Керамика периода Кофун

 

С конца третьего века период Яёй плавно перетёк в следующий этап древней истории Японии под названием Кофун, который условно закончился в середине 6 века.

Немножко отойдём от посуды, в этот период появились элементы погребального ритуала в виде керамических скульптур под названием "ханива". Первые из них были в виде полых цилиндров с треугольными отверстиями в стенках, а с 4-го века их стали делать в виде людей. Скульптуры изготавливали в виде воинов, всадников, крестьян, знатных дам, внутри они также были полыми. А с 6-го века "ханива" делали уже в виде животных, а также в форме лодок, домов. Разные фигуры размещали в различных частях курганной насыпи.

Керамические скульптуры ханива периода Кофун
Керамические скульптуры ханива периода Кофун
Рис. 6-7. Керамические скульптуры "ханива" периода Кофун

Что касается керамической посуды, то для периода Кофун самая характерная её форма - это небольшая тарелка и чаша с крышками, как разновидность столовой посуды. Очень были популярны, как и в предыдущий период, сосуды в виде резервуаров-чаш на поддоне и предназначавшихся для культовых церемоний.

Выделяют две категории керамики периода Кофун - это серая посуда, которая называется "суэ", или "суэки" и встречалась в погребениях знати, и керамика "хадзи", более простой вариант для бедных.

Пример керамики "суэ" периода Кофун
Рис. 8. Пример керамики "суэ" периода Кофун
Блюдо "хадзи" периода Кофун
Рис. 9. Блюдо "хадзи" периода Кофун

Керамика с 7-ого по 15-ый века

 

Со второй половины 6-го века и начала 7-го века в Японии образовалось раннее централизованное феодальное государство со властью императора. Как ни странно, что касается керамики, то в этот период ценились изделия сделанные вручную, а не на гончарном круге.

В 8-ом и 9-ом веках было освоено получение трехцветной бело-желто-зеленой и одноцветной зеленой легкоплавкой глазурей, но керамика с такой отделкой не получила широкое признание и распространение в Японии.

А вот керамика, с так называемой пепловой глазурью, была гораздо популярнее в этот период. Получалась она в результате попадания пепла на поверхность керамических сосудов в процессе их обжига. Получалась глазурь, которая покрывала стенки керамики неравномерным зеленоватым полупрозрачным слоем.

Благодаря усовершенствованию печей для обжига, в которых стало возможным достигать температуру более 1200 °С, в 13-ом веке стало возможным получение прозрачной полевошпатовой глазури, как развитие технологии керамики с пепловой глазурью, которая называется "токи".

В этот же период в провинции Бидзэн было начато производство керамики типа "якисимэ", которая характеризуется естественной пепловой глазурью.

Пример керамики "якисимэ"
Рис. 10. Пример керамики "якисимэ"

Керамика и фарфор с 16-ого по 19-ый века

Новые технологии и художественные приёмы в японскую керамику вдохнули принудительно переселенные во владения феодалов корейские ремесленники, специализирующиеся в изготовлении керамической и фарфоровой посуды, а также черепицы.

Около залежей керамических глин, начиная с 16-го века, стали основываться селения ремесленников гончаров, которые образовывали так называемые клановые производства "ханъэй-гама". Кроме гончарных кругов использовалась формовка в специальных формах-шаблонах, а также ручная лепка.

В 16-ом и 17-ом веках зародилась технология изделий "раку", которая связана со знаменитой чайной церемонией. Именно для неё потребовалась соответствующая сервировка. Появление на свет керамики "раку" связывают с выдающимся корейским гончаром, черепичных дел мастером Танака Тодзиро.

Чайная чашка покрытая черной глазурью в стиле "раку", Танака Тодзиро
Рис. 11. Чайная чашка покрытая черной глазурью в стиле "раку" от Танака Тодзиро

Изделия для чайной церемонии делались без гончарного круга, только с помощью ручной формовки, получались они ассиметричные, с разной толщиной стенок, сеткой трещин на поверхности, признаками оплавления, неравномерно растекшейся глазурью. Такие "дефекты" делались специально, именно это и было главным очарованием керамики Танака Тодзиро.

Основа керамики "раку" - это чайные чашки "тяван" с высокими стенками, но изготавливались и цветочные вазы, и чайники, и чайницы. Классические цвета керамики "раку" черный и красный, который получались благодаря глазури, содержащей соединения железа, марганца, меди.

Были и другие, не менее известные, технологии и художественные стили в этот период. Например, стиль "орибэ" или особый вид посуды "бидзэн-яки", которую обжигали в течении долго времени при больших температурах, благодаря чему керамика приобретала высокую прочность и характерный "металлический" блеск и звук при ударе.

Японская керамика в стиле "бидзэн-яки"
Рис. 12. Японская керамика в стиле "бидзэн-яки"

При декорировании в стиле "бидзэн-яки" использовались яркие цветные глазури, в отличии от "раку". Перед обжигом керамику обвязывали рисовой соломой или посыпали сосновыми иголками, что позволяло получать необычный орнамент на поверхности посуды.

И где-то в 17-ом веке были освоены новые виды керамики под названием фаянс и фарфор, которые в последующем стали одной из статей экспортного дохода Японии.

Манэки-Нэко встречает посетителей магазинаВысоко поднятая лапа у Манэки-Нэко

Где Манэки-Нэко, там удача и богатство 

Манэки-Нэко - это кошка, приглашающая удачу, благосостояние и счастье. Есть много легенд происхождения талисмана, но во всех случаях считается, что на самом деле в образе кошки было некое божество, которое даровало людям спасение и благополучную судьбу. Разберёмся в цветах и атрибутике Манэки-Нэко, что означают поднятые та или иная лапка, или обе сразу, а также закрытые и открытые у неё глаза.

Читать далее ›

Шесть исторических центров гончарного производства в Японии:

Выделяются шесть исторических центров гончарного производства: Бидзэн (префектура Окаяма), Тамба (префектура Хёго), Сигараки (префектура Сага), Токонамэ и Сэто (оба в префектуре Айти) и Этидзэн (префектура Фукуи). Все они в 2017 году были внесены в список объектов культурного наследия Японии.

Основаны эти исторические центры были ещё в средние века, причём сохранившиеся в них обжиговые печи работают и по настоящее время. Производили там фаянсовую посуду, внешне похожую на керамическую, в основном  большие кувшины, вазы и горшки. 

Группы японской посуды:

Глиняная посуда с уникальной текстурой

 

Глиняная посуда с уникальной текстурой, напоминающей на ощупь грунт, представлена изделиями Бидзэн, Сигараки, Этидзэн и Токонамэ.

Глиняная посуда.
Глиняная керамика Бидзэн.
Рис. 13-14. Глиняная керамика Бидзэн

Керамика с массивной глазурью

Керамика с массивной глазурью и тёплым, землистым оттенком, которая получила известность благодаря изделиям Орибэ и Мино для чайной церемонии, простым изделиям Масико, а также изделиям Карацу и Хаги.

Японская керамика Орибэ
Японская керамика Орибэ.
Рис. 15-16. Японская керамика Орибэ
Японская керамика Хаги.
Рис. 17. Японская керамика Хаги
Японская керамика Карацу
Японская керамика Карацу.
Японская керамика Карацу.
Рис. 18-20. Японская керамика Карацу

Фарфор Имари

В Европе и США наиболее известен фарфор в стиле Арита с самой первой японской мануфактуры.

Стиль Ариты в первую очередь связывают с мастером по имени Сакаида Какиэмон, который, изучая роспись оригинального китайского фарфора, разработал собственную технику надглазурной росписи «акаэ». В результате на смену традиционной росписи в бело-голубой гамме пришла многоцветная роспись с основным красным цветом. Фарфор в бело-голубой гамме ранее изготовлялся для голландского рынка и был очень популярен.

Другой мастер Имаэмон в этот же период создал оригинальные стили надглазурной росписи «нисикидэ» или «сомэнсики» с использованием ярких красок: красной, синей, желтой, зеленой, пурпурной, золотой.

Японский фарфор Имари.
Рис. 21. Японский фарфор Имари

Фарфор Кутани

Фарфор, представленный изделиями Кутани, это ещё один известный стиль антикварного фарфора. Стиль назван в честь одноименного клана, мастера которого обучались в Арите.

Производство фарфора Кутани в конце 17 века было резко прекращено и возобновлено спустя полтора столетия. Соответственно стиль фарфора этих двух периодов называют Старый и Новый Кутани.

Изделия Старого Кутани расписывались в пяти цветах (красный, зеленый, желтый, пурпурный, лазурный). Позже, цветовая палитра Кутани обогатилась полутонами и золотой краской после использованием европейских эмалевых красок.

Самая поздняя техника Кутани называется роспись по золотой парче "сайсики-кинран". Фарфор, выполненный в этой стилистике, был невероятно популярен не только в Японии, но и в Европе.

Японский фарфор Кутани.
Японский фарфор Кутани.
Рис. 22-23. Японский фарфор Кутани

Современная японская посуда

 

В обыденной жизни японцы, конечно, не используют антикварную керамику и фарфор, всё проще. Ниже мы приводим ряд фотографий повседневно используемой посуды.

 

Японские чайные чашки.
Рис. 24. Японские чайные чашки
Магазин керамики, Киото, Япония.
Рис. 25. Магазин керамики, Киото, Япония
Традиционный японский завтрак, который включает рис, рыбу, мисо суп и овощное ассорти.
Рис. 26. Традиционный японский завтрак, который включает рис, рыбу, мисо суп и овощное ассорти
Японские рисовые шарики Онигири.
Рис. 27. Японские рисовые шарики Онигири
Японские блюда.
Рис. 28. Японские блюда

 

Читайте далее:

Меню

Шкафы купе и гардеробные

Кухни

Своими руками

© Шкафы-купе, гардеробные комнаты и встроенные кухни в Калининграде
Яндекс.Метрика