|
Прошлое и настоящее японской керамики
Без японской керамики не обойтись при оформлении
интерьера в японском стиле. Керамика
из Японии многообразна и это связано не только с особым пристрастием
японцев к керамическим изделиям, но и удивительной историей. Первое,
что приходит на ум при упоминании керамики из страны восходящего
солнца, - это японский фарфор. Но не только им славятся изделия из
Японии.
Какая самая яркая черта
гончарных изделий Японии из средневековья?
Главная черта гончарства средневековой Японии - это
стремление достигнуть естественности, элегантности и
простоты, в том числе, благодаря, порой целенаправленно,
оставленными "дефектами" поверхности, потёкам, трещинам и
пузырям глазури, следам пальцев.
|
История японской керамики:
|
Японская керамика имеет настолько долгую и изученную историю, что
аж дух захватывает, она начинается с доисторического периода Дзёмон,
который условно растянулся с 15-го тысячелетия до нашей эры до 3-го
века до нашей эры. Период по протяженности колоссальный и дословно
переводится, как "верёвочный узор".
 |
Рис. 1. Чаша, как пример керамики ранней
части периода Дзёмон |
Примеры изделий периода Дзёмон приведены на фото 2 и 3, в таком
виде чаши с тех пор, конечно, не сохранились, можно сказать, что это
реплики.
 |
Рис. 2. Керамика периода Дзёмон не так
проста и отнюдь не представляет собой куски глины обмотанные
верёвками. На фото ритуальные сосуды |
 |
Рис. 3. Керамика периода Дзёмон в
современном исполнении |
 |
Рис. 4. Отдельно стоит отметить
статуэтки под названием Догу, которые также относятся к
периоду Дзёмон. Учитывая, что их возраст достигает 10 000
лет, часто муссируется тема, что они ни что иное, как
изображения инопланетян |
Период Яёй растянулся с 3-его века до нашей эры до 3-его века
нашей эры, в нём, как и в Дзёмон, выделяют отдельные подпериоды. В
это время произошло упрощение дизайна, появление новых форм:
сосудов в виде ваз, кувшинов с высоким горлышком и ручек,
тарелок, кубков, стенки керамики стали тоньше, большинство изделий
не украшались, но и орнаменты были не редкость. Стенки керамической
посуды окрашивались в красный цвет охрой и полировались до блеска.
Если в период Дзёмон керамика изготавливалась вручную, то в
период Яёй появился простейший гончарный круг. Посуда стала
определённо разделятся по назначению на столовую, для кухни, тару,
для ритуалов. Каждой категории соответствовали определенные формы и
размеры сосудов.
Интересный факт периода Яёй:
Умерших людей, не всех конечно, хоронили в громадных гробах,
сделанных из
керамики, которые выглядели, как контейнеры в виде яйца из
двух половинок, плотно подогнанных друг к другу.
Внутрь такого гроба помещали покойника в позе спящего
человека с согнутыми ногами и руками.
|
 |
Рис. 5. Пример керамики периода Яёй |
С конца третьего века период Яёй плавно перетёк в следующий этап
древней истории Японии под названием Кофун, который условно
закончился в середине 6 века.
Немножко отойдём от посуды, в этот период появились элементы
погребального ритуала в виде керамических скульптур под названием
"ханива". Первые из них были в виде полых цилиндров с треугольными
отверстиями в стенках, а с 4-го века их стали делать в виде людей.
Скульптуры изготавливали в виде воинов, всадников, крестьян, знатных
дам, внутри они также были полыми. А с 6-го века "ханива" делали уже
в виде животных, а также в форме лодок, домов. Разные фигуры
размещали в различных частях курганной насыпи.
 |
Рис. 6-7. Керамические скульптуры
"ханива" периода Кофун |
Что касается керамической посуды, то для периода Кофун самая
характерная её форма - это небольшая тарелка и чаша с крышками, как
разновидность столовой посуды. Очень были популярны, как и в
предыдущий период, сосуды в виде резервуаров-чаш на поддоне и
предназначавшихся для культовых церемоний.
Выделяют две категории керамики периода Кофун - это серая посуда,
которая называется "суэ", или "суэки" и встречалась в погребениях
знати, и керамика "хадзи", более простой вариант для бедных.
 |
Рис. 8. Пример керамики "суэ" периода
Кофун |
 |
Рис. 9. Блюдо "хадзи" периода Кофун |
Со второй половины 6-го века и начала 7-го века в Японии
образовалось раннее централизованное феодальное государство со
властью императора. Как ни странно, что касается керамики, то в этот
период ценились изделия сделанные вручную, а не на гончарном круге.
В 8-ом и 9-ом веках было освоено получение трехцветной
бело-желто-зеленой и одноцветной зеленой легкоплавкой глазурей, но
керамика с такой отделкой не получила широкое признание и
распространение в Японии.
А вот керамика, с так называемой пепловой глазурью, была гораздо
популярнее в этот период. Получалась она в результате попадания
пепла на поверхность керамических сосудов в процессе их обжига.
Получалась глазурь, которая покрывала стенки керамики неравномерным
зеленоватым полупрозрачным слоем.
Благодаря усовершенствованию печей для обжига, в которых стало
возможным достигать температуру более 1200 °С, в 13-ом веке стало
возможным получение прозрачной полевошпатовой глазури, как развитие
технологии керамики с пепловой глазурью, которая называется "токи".
В этот же период в провинции Бидзэн было начато производство
керамики типа "якисимэ", которая характеризуется естественной
пепловой глазурью.
 |
Рис. 10. Пример керамики "якисимэ" |
Новые технологии и художественные приёмы в японскую керамику
вдохнули принудительно переселенные во владения феодалов корейские
ремесленники, специализирующиеся в изготовлении керамической и
фарфоровой посуды, а также черепицы.
Около залежей керамических глин, начиная с 16-го века, стали
основываться селения ремесленников гончаров, которые образовывали
так называемые клановые производства "ханъэй-гама". Кроме
гончарных кругов использовалась формовка в специальных формах-шаблонах,
а также ручная лепка.
В 16-ом и 17-ом веках зародилась технология изделий "раку",
которая связана со знаменитой чайной церемонией. Именно для неё
потребовалась соответствующая сервировка. Появление на свет керамики
"раку" связывают с выдающимся корейским гончаром, черепичных дел
мастером Танака Тодзиро.
 |
Рис. 11. Чайная чашка покрытая черной
глазурью в стиле "раку" от Танака Тодзиро |
Изделия для чайной церемонии делались без гончарного круга,
только с помощью ручной формовки, получались они ассиметричные, с
разной толщиной стенок, сеткой трещин на поверхности, признаками
оплавления, неравномерно растекшейся глазурью. Такие "дефекты"
делались специально, именно это и было главным очарованием керамики Танака Тодзиро.
Основа керамики "раку" - это чайные чашки
"тяван" с высокими стенками, но изготавливались и цветочные вазы, и
чайники, и чайницы. Классические цвета керамики "раку" черный и
красный, который получались благодаря глазури, содержащей соединения
железа, марганца, меди.
Были и другие, не менее известные, технологии и художественные
стили в этот период. Например, стиль "орибэ" или особый вид посуды
"бидзэн-яки", которую обжигали в течении долго времени при
больших температурах, благодаря чему керамика приобретала высокую
прочность и характерный "металлический" блеск и звук
при ударе.
 |
Рис. 12. Японская керамика в стиле "бидзэн-яки" |
При декорировании в стиле "бидзэн-яки" использовались яркие
цветные глазури, в отличии от "раку". Перед обжигом керамику
обвязывали рисовой соломой или посыпали сосновыми иголками, что
позволяло получать необычный орнамент на поверхности посуды.
И где-то в 17-ом веке были освоены новые виды керамики под
названием фаянс и фарфор, которые в последующем стали одной из
статей экспортного дохода Японии.
  |
Манэки-Нэко - это кошка, приглашающая удачу,
благосостояние и счастье. Есть много легенд происхождения
талисмана, но во всех случаях считается, что на самом деле в
образе кошки было некое божество, которое даровало людям
спасение и благополучную судьбу. Разберёмся в цветах и
атрибутике Манэки-Нэко, что означают поднятые та или иная
лапка, или обе сразу, а также закрытые и открытые у неё
глаза.
Читать далее ›
|
Шесть исторических центров
гончарного производства в Японии:
Выделяются шесть исторических центров гончарного
производства: Бидзэн (префектура Окаяма), Тамба (префектура
Хёго), Сигараки (префектура Сага), Токонамэ и Сэто (оба в
префектуре Айти) и Этидзэн (префектура Фукуи). Все они в
2017 году были внесены в список объектов культурного
наследия Японии.
Основаны эти исторические центры были ещё в средние века,
причём сохранившиеся в них обжиговые печи работают и по
настоящее время. Производили там фаянсовую посуду, внешне
похожую на керамическую, в основном большие кувшины, вазы и
горшки.
|
Группы японской посуды:
|
Глиняная посуда с уникальной текстурой, напоминающей на ощупь
грунт, представлена изделиями Бидзэн, Сигараки, Этидзэн и
Токонамэ.
 |
Рис. 13-14. Глиняная керамика Бидзэн |
Керамика с массивной глазурью и тёплым, землистым оттенком,
которая получила известность благодаря изделиям Орибэ и Мино для
чайной церемонии, простым изделиям Масико, а также изделиям Карацу и
Хаги.
 |
Рис. 15-16. Японская керамика Орибэ |
 |
Рис. 17. Японская керамика Хаги |
 |
Рис. 18-20. Японская керамика Карацу |
В Европе и США наиболее известен фарфор в стиле Арита с самой
первой японской мануфактуры.
Стиль Ариты в первую очередь связывают с мастером по имени
Сакаида Какиэмон, который, изучая роспись оригинального китайского
фарфора, разработал собственную технику надглазурной росписи «акаэ».
В результате на смену традиционной росписи в бело-голубой гамме
пришла многоцветная роспись с основным красным цветом.
Фарфор в бело-голубой гамме ранее изготовлялся для
голландского рынка и был очень популярен.
Другой мастер Имаэмон в этот же период создал оригинальные стили
надглазурной росписи «нисикидэ» или «сомэнсики» с использованием
ярких красок: красной, синей, желтой, зеленой, пурпурной, золотой.
 |
Рис. 21. Японский фарфор Имари |
Фарфор, представленный изделиями Кутани, это ещё один известный
стиль
антикварного фарфора. Стиль назван в честь
одноименного клана, мастера которого обучались в Арите.
Производство фарфора Кутани в конце 17 века было резко прекращено
и возобновлено спустя полтора столетия. Соответственно стиль фарфора
этих двух периодов называют Старый и Новый Кутани.
Изделия Старого Кутани расписывались в пяти цветах (красный,
зеленый, желтый, пурпурный, лазурный). Позже, цветовая палитра
Кутани обогатилась полутонами и золотой краской после использованием
европейских эмалевых красок.
Самая поздняя техника Кутани называется роспись по золотой парче
"сайсики-кинран". Фарфор, выполненный в этой стилистике, был
невероятно популярен не только в Японии, но и в Европе.
 |
Рис. 22-23. Японский фарфор Кутани |
В обыденной жизни японцы, конечно, не используют антикварную
керамику и фарфор, всё проще. Ниже мы приводим ряд фотографий
повседневно используемой посуды.
 |
Рис. 24. Японские чайные чашки |
 |
Рис. 25. Магазин керамики, Киото,
Япония |
 |
Рис. 26. Традиционный японский завтрак,
который включает рис, рыбу, мисо суп и овощное ассорти |
 |
Рис. 27. Японские рисовые шарики
Онигири |
 |
Рис. 28. Японские блюда |
|