↑
![]() |
Шкафы купе, гардеробные, кухни на заказ в Калининграде. А также много полезной информации о мебели. |
---|
Прошлое и настоящее японской керамики
Без японской керамики не обойтись при оформлении интерьера в японском стиле. Керамика из Японии многообразна и это связано не только с особым пристрастием японцев к керамическим изделиям, но и удивительной историей. Первое, что приходит на ум при упоминании керамики из страны восходящего солнца, - это японский фарфор. Но не только им славятся изделия из Японии.
Древнейшая керамика периода ДзёмонЯпонская керамика имеет настолько долгую и изученную историю, что аж дух захватывает, она начинается с доисторического периода Дзёмон, который условно растянулся с 15-го тысячелетия до нашей эры до 3-го века до нашей эры. Период по протяженности колоссальный и дословно переводится, как "верёвочный узор".
Примеры изделий периода Дзёмон приведены на фото 2 и 3, в таком виде чаши с тех пор, конечно, не сохранились, можно сказать, что это реплики.
Керамика периода ЯёйПериод Яёй растянулся с 3-его века до нашей эры до 3-его века нашей эры, в нём, как и в Дзёмон, выделяют отдельные подпериоды. В это время произошло упрощение дизайна, появление новых форм: сосудов в виде ваз, кувшинов с высоким горлышком и ручек, тарелок, кубков, стенки керамики стали тоньше, большинство изделий не украшались, но и орнаменты были не редкость. Стенки керамической посуды окрашивались в красный цвет охрой и полировались до блеска. Если в период Дзёмон керамика изготавливалась вручную, то в период Яёй появился простейший гончарный круг. Посуда стала определённо разделятся по назначению на столовую, для кухни, тару, для ритуалов. Каждой категории соответствовали определенные формы и размеры сосудов.
Керамика периода Кофун
С конца третьего века период Яёй плавно перетёк в следующий этап древней истории Японии под названием Кофун, который условно закончился в середине 6 века. Немножко отойдём от посуды, в этот период появились элементы погребального ритуала в виде керамических скульптур под названием "ханива". Первые из них были в виде полых цилиндров с треугольными отверстиями в стенках, а с 4-го века их стали делать в виде людей. Скульптуры изготавливали в виде воинов, всадников, крестьян, знатных дам, внутри они также были полыми. А с 6-го века "ханива" делали уже в виде животных, а также в форме лодок, домов. Разные фигуры размещали в различных частях курганной насыпи.
Что касается керамической посуды, то для периода Кофун самая характерная её форма - это небольшая тарелка и чаша с крышками, как разновидность столовой посуды. Очень были популярны, как и в предыдущий период, сосуды в виде резервуаров-чаш на поддоне и предназначавшихся для культовых церемоний. Выделяют две категории керамики периода Кофун - это серая посуда, которая называется "суэ", или "суэки" и встречалась в погребениях знати, и керамика "хадзи", более простой вариант для бедных.
Керамика с 7-ого по 15-ый века
Со второй половины 6-го века и начала 7-го века в Японии образовалось раннее централизованное феодальное государство со властью императора. Как ни странно, что касается керамики, то в этот период ценились изделия сделанные вручную, а не на гончарном круге. В 8-ом и 9-ом веках было освоено получение трехцветной бело-желто-зеленой и одноцветной зеленой легкоплавкой глазурей, но керамика с такой отделкой не получила широкое признание и распространение в Японии. А вот керамика, с так называемой пепловой глазурью, была гораздо популярнее в этот период. Получалась она в результате попадания пепла на поверхность керамических сосудов в процессе их обжига. Получалась глазурь, которая покрывала стенки керамики неравномерным зеленоватым полупрозрачным слоем. Благодаря усовершенствованию печей для обжига, в которых стало возможным достигать температуру более 1200 °С, в 13-ом веке стало возможным получение прозрачной полевошпатовой глазури, как развитие технологии керамики с пепловой глазурью, которая называется "токи". В этот же период в провинции Бидзэн было начато производство керамики типа "якисимэ", которая характеризуется естественной пепловой глазурью.
Керамика и фарфор с 16-ого по 19-ый векаНовые технологии и художественные приёмы в японскую керамику вдохнули принудительно переселенные во владения феодалов корейские ремесленники, специализирующиеся в изготовлении керамической и фарфоровой посуды, а также черепицы. Около залежей керамических глин, начиная с 16-го века, стали основываться селения ремесленников гончаров, которые образовывали так называемые клановые производства "ханъэй-гама". Кроме гончарных кругов использовалась формовка в специальных формах-шаблонах, а также ручная лепка. В 16-ом и 17-ом веках зародилась технология изделий "раку", которая связана со знаменитой чайной церемонией. Именно для неё потребовалась соответствующая сервировка. Появление на свет керамики "раку" связывают с выдающимся корейским гончаром, черепичных дел мастером Танака Тодзиро.
Изделия для чайной церемонии делались без гончарного круга, только с помощью ручной формовки, получались они ассиметричные, с разной толщиной стенок, сеткой трещин на поверхности, признаками оплавления, неравномерно растекшейся глазурью. Такие "дефекты" делались специально, именно это и было главным очарованием керамики Танака Тодзиро. Основа керамики "раку" - это чайные чашки "тяван" с высокими стенками, но изготавливались и цветочные вазы, и чайники, и чайницы. Классические цвета керамики "раку" черный и красный, который получались благодаря глазури, содержащей соединения железа, марганца, меди. Были и другие, не менее известные, технологии и художественные стили в этот период. Например, стиль "орибэ" или особый вид посуды "бидзэн-яки", которую обжигали в течении долго времени при больших температурах, благодаря чему керамика приобретала высокую прочность и характерный "металлический" блеск и звук при ударе.
При декорировании в стиле "бидзэн-яки" использовались яркие цветные глазури, в отличии от "раку". Перед обжигом керамику обвязывали рисовой соломой или посыпали сосновыми иголками, что позволяло получать необычный орнамент на поверхности посуды. И где-то в 17-ом веке были освоены новые виды керамики под названием фаянс и фарфор, которые в последующем стали одной из статей экспортного дохода Японии.
Глиняная посуда с уникальной текстурой
Глиняная посуда с уникальной текстурой, напоминающей на ощупь грунт, представлена изделиями Бидзэн, Сигараки, Этидзэн и Токонамэ.
Керамика с массивной глазурьюКерамика с массивной глазурью и тёплым, землистым оттенком, которая получила известность благодаря изделиям Орибэ и Мино для чайной церемонии, простым изделиям Масико, а также изделиям Карацу и Хаги.
Фарфор ИмариВ Европе и США наиболее известен фарфор в стиле Арита с самой первой японской мануфактуры. Стиль Ариты в первую очередь связывают с мастером по имени Сакаида Какиэмон, который, изучая роспись оригинального китайского фарфора, разработал собственную технику надглазурной росписи «акаэ». В результате на смену традиционной росписи в бело-голубой гамме пришла многоцветная роспись с основным красным цветом. Фарфор в бело-голубой гамме ранее изготовлялся для голландского рынка и был очень популярен. Другой мастер Имаэмон в этот же период создал оригинальные стили надглазурной росписи «нисикидэ» или «сомэнсики» с использованием ярких красок: красной, синей, желтой, зеленой, пурпурной, золотой.
Фарфор КутаниФарфор, представленный изделиями Кутани, это ещё один известный стиль антикварного фарфора. Стиль назван в честь одноименного клана, мастера которого обучались в Арите. Производство фарфора Кутани в конце 17 века было резко прекращено и возобновлено спустя полтора столетия. Соответственно стиль фарфора этих двух периодов называют Старый и Новый Кутани. Изделия Старого Кутани расписывались в пяти цветах (красный, зеленый, желтый, пурпурный, лазурный). Позже, цветовая палитра Кутани обогатилась полутонами и золотой краской после использованием европейских эмалевых красок. Самая поздняя техника Кутани называется роспись по золотой парче "сайсики-кинран". Фарфор, выполненный в этой стилистике, был невероятно популярен не только в Японии, но и в Европе.
Современная японская посуда
В обыденной жизни японцы, конечно, не используют антикварную керамику и фарфор, всё проще. Ниже мы приводим ряд фотографий повседневно используемой посуды.
|
Меню |
Шкафы купе и гардеробные |
Кухни |
Своими руками |
© Шкафы-купе, гардеробные комнаты и встроенные кухни в Калининграде |
---|