|
Традиционный японский дом, как японский стиль в чистом виде
Традиции Японии в домах
Начнем свою экскурсию по японскому стилю с традиционного
японского дома.
Виды
японских домов:
|
Во многих статьях по японскому дому упоминается минка (minka), что дословно переводится,
как дом людей.
Минка – это жильё крестьян, ремесленников, торговцев, но не самураев. Минка можно разделить на два типа: деревенские дома (noka) и городские дома (machiya). В свою очередь, в деревенских домах можно выделить отдельный тип рыбацких традиционных японских домов под названием гёка (gyoka).
Минка строились из дешёвых и доступных материалов. Каркас дома делался из дерева, внешние стены из бамбука и глины, а внутренних стен не было, вместо них перегородки или ширмы фусума. Из травы и соломы изготавливали кровлю дома, циновки и маты татами. Редко кровля покрывалась черепицей из обожженной глины, камень применяли для укрепления фундамента дома.
 |
Рис. 1. Вот из такого, так сказать, месива делались стены традиционных японских домов |
Внутри минка две секции, в первой был земляной пол (эта часть называлась doma), вторая поднималась выше уровня дома на 50 см и покрывалась татами. В "белой" части дома было выделено четыре комнаты. Две комнаты жилые, включая ту, где находился очаг. Третья комната спальня, четвертая для гостей. Туалет и ванна находились вне основной части дома.
Секция Doma использовалась для приготовления пищи и в ней устанавливали глиняную
печь камадо (Kamado), деревянный умывальник, бочки для еды, кувшины для воды. В принципе, doma
– это бабушка кухни в японском стиле, вряд ли вы захотите повторить
такую кухню у себя.
 |
Рис. 2. Печь камадо в японском доме |
 |
Рис. 3. Традиционная японская кухня |
Вход в главное здание закрывала большая дверь одо (odo), в полу делался встроенный
очаг ирори (irori). Дым от очага уходил вверх под крышу дома, иногда через небольшое вентиляционное отверстие, дымохода не было. Очаг ирори часто являлся единственным способом освещения в доме в темное время.
Дом самурая был обнесен стеной с воротами, чем больше они были по размеру и лучше украшены, тем выше был статус самурая. Основа конструкции дома
- опорные столбы, дом прямоугольный в плане и приподнят сваями на 60-70 см от земли, что предохраняло его от сырости и плесени.
 |
Рис. 4. Резиденция самураев |
 |
Рис. 5. Дом самурая Nomura, Kanazawa |
 |
Рис. 6. Фото современного дома в японской стилистике. Дом современного самурая |
 |
Рис. 7. Современный дом с элементами архитектуры в японском стиле |
Дом визуально напоминает щитовой каркасный дом, но только
частично разборный, в зависимости от сезона года. Наружные стены,
которые обращены к улице, зафиксированы и неподвижные, а стена,
выходящая в дворик, делалась раздвижной. Называлась она амадо (amado), выглядит как щит из сплоченных широких досок, устанавливалась в холодную погоду или на ночь перед
сёдзи.
Machiya - это традиционные деревянные городские дома, которые, наряду с деревенскими домами (noka), представляют японскую народную архитектуру (минка).
Machiya в Киото в течении многих столетий представляют собой стандарт, который
определяет форму Machiya по всей стране. То есть, если хотите увидеть настоящие
матия, то езжайте в Киото.
 |
Рис. 8-9. Machiya в Киото |
Типичный Machiya - это длинный деревянный дом с фасадом выходящим
на улицу, может быть высотой как в один, так и в полтора, два и даже три этажа.
В передней части здания часто находился магазин, который снаружи закрывался створками, которые поднимались или раздвигались. Эта часть дома составляло "магазинное пространство" дома.
Остальная часть дома это так называемое "пространство для жизни", которое состояло из комнат разного назначения, в том числе для хранения товаров, приёма клиентов и гостей, приготовления пищи или отдыха.
 |
Рис. 10. Machiya схематическое изображение |
 |
Рис. 11-12. Городские японские дома |
Сейчас в традиционных японских домах жить не комфортно, они не соответствуют современным требованиям жизни и постепенно такие дома исчезают, где-то сохраняются, как исторические памятники. На фото ниже такой дом
и вид у него, в отличии вышеприведенных картинок, унылый.
 |
Рис. 13. Традиционный японский дом
сегодня |
Составляющие
японских домов:
|
  |
Манэки-Нэко - это кошка, приглашающая удачу, благосостояние и счастье. Есть много легенд
происхождения талисмана, но во всех случаях считается, что на самом деле в образе кошки было некое божество, которое даровало людям спасение и благополучную судьбу. Разберёмся в цветах и атрибутике Манэки-Нэко, что означают
поднятые та или иная лапка, или обе сразу, а также закрытые и открытые
у неё глаза.
Читать далее ›
|
Амадо при закрывании плотно примыкали друг к другу, крайняя из
них запиралась с помощью замка засова. Нам эта стена напоминает
неуклюжую большую дверь купе, которая задвигается в наружный короб для хранения, сделанный у края стены,
короб может быть распашным. В ряде конструкций амадо снимались полностью, их поднимали наверх и цепляли на специальные крюки.
 |
Рис. 14. Традиционный японский дом минка |
 |
Рис. 15-16. Раздвижные стены амадо |
 |
Рис. 17. Наружный короб для амадо |
 |
Рис. 18. Амадо поднимаются на крюках |
Кстати, на фото ниже современная интерпретация амадо, которые поднимаются на крюках.
 |
Рис. 19. Современная интерпретация амадо |
Сёдзи – это перегородки, которые отделяют жилые помещения от веранды (энгава).
Энгава - это открытая галерея, которая огибает дом с двух или трех сторон.
 |
Рис. 20. Веранда энгава |
 |
Рис. 21. Энгава - традиционный японский дом |
 |
Рис. 22. Энгава в современной интерпретации |
Сёдзи выполняют функцию, как окон, так и дверей и перегородок. В англоязычном написании сёдзи пишется
как shoji.
Если выражаться современными терминами, то сёдзи - это традиционные японские раздвижные межкомнатные перегородки, которые работают по принципу дверей купе. Рама и внутренние перегородки такой двери изготавливается из деревянных брусков, бамбука.
 |
Рис. 23. Изготовление сёдзи |
 |
Рис. 24. Конструкция сёдзи |
Верхние и нижние треки для перемещения сёдзи напоминают современные для алюминиевых систем дверей купе.
Внутреннее пространство сёдзи оклеено бумагой, которую японцы называют васи
или washi paper.
Бумагу васи изготавливают из волокон коры тутового дерева (кодзо, kozo), кустарника Гампи (gampi), Мицумата, а также с добавлением волокон бамбука, пшеницы, а также риса. Из-за последней составляющей бумагу ошибочно называют рисовой.
Традиционная технология производства васи предусматривает её естественное отбеливание без химии, поэтому материал является экологически чистым. Бумага получается прочной и эластичной.
 |
Рис. 25. Традиционная технология изготовления бумаги васи |
 |
Рис. 26. Бумага васи |
 |
Рис. 27. Сёдзи в традиционном японском доме |
Дизайн сёдзи по внутреннему заполнению может быть разным, схемы напоминают аналогичные для
дверей купе из алюминиевого профиля.
 |
Рис. 28. Варианты заполнения сёдзи |
Деление жилого помещения японского дома на комнаты производилось с помощью раздвижных перегородок фусума. Больших различий между раздвижными дверями и перегородками нет. Основное отличие в терминах, если закрывается дверной проем - то это дверь фусума, причём это всегда непрозрачные перегородки, если перегораживается целая комната или очень большой проём,
то это раздвижная перегородка сёдзи.
Фусума - это деревянная рама, оклеенная бумагой васи с двух сторон. У более состоятельных японцев отделка дверей производилась шелком.
Открывание дверей фусума производилось аналогично дверям сёдзи, то есть по принципу дверей купе. Двери фусума были с интегрированной ручкой, дизайну которой также уделялось отдельное внимание.
 |
Рис. 29. Интегрированная ручка в двери фусума |
 |
Рис. 30-31. Изысканные ручки для дверей фусума |
 |
Рис. 32. Двери фусума отделаны шёлком |
 |
Рис. 33. Богато выполненные фусума |
 |
Рис. 34. Интересная современная интерпретация японских перегородок |
Кстати, ещё одно интересное фото передвижных перегородок из дома музея в Kamamura, Japan и подобная конструкция уже в современном доме.
 |
Рис. 35. Японские двери купе из дома музея в Kamamura, Japan |
 |
Рис. 36. Раздвижные двери в японском стиле |
 |
Рис. 37. Решетчатые перегородки отделяют зону приготовления от зоны приема пищи |
 |
Рис. 38. Аналогичный прием для создания фасадов на кухне |
Использование деревянных решеток при создании фасада мебели уже указывает на
японский стиль. На фото ниже интересное дизайнерское решение в такой стилистике при создании тумбы для техники.
 |
Рис. 39. Тумба японском стиле |
Есть в японском доме что-то вроде понятной для нас прихожей. Обращает на себя внимание большой перепад по высоте между входом и проходом в дом. Такой перепад имеет, как особое культурное значение, так и выполняет функцию "воздушного шлюза", который отделяет внутреннюю часть дома с подогревом от холодного
и не отапливаемого входа.
Почти в каждом genkan есть обувной шкаф getabako и скамья. В этом закутке японцы оставляют уличную обувь и одевают тапочки.
 |
Рис. 40-41. Прихожая или фойе в японском городском доме |
 |
Рис. 42. Древний генкан, вид сверху |
 |
Рис. 43. Уже современное исполнение генкан |
Ещё немного фотографий генкан, но уже в современном исполнении. Светлые цвета и много дерева напоминают
скандинавский стиль.
 |
Рис. 44-47. Генкан в современном японском доме |
   |
Во всём многообразии японских фонарей выделяют три
группы. Рассмотрим подробно все типы. Андон - это фонарь,
который особенно полюбился самодельщикам, с корпусом из дерева или бамбука,
редко металла с абажуром из бумаги васи. Тётин - это не
только складной бумажный фонарь, но и уличный, с богатой
историей, надписи на котором отражали сословную
принадлежность владельца, часто у него цилиндрическая или
круглая форма, основа из бамбуковой спирали. И, наконец,
каменные или бронзовые фонари торо, которыми сейчас украшают
садики в японском стиле. Разберём мастер класс по изготовлению
простого японского светильника.
Читать далее ›
|
Додзё - это место, где настоящий японец дисциплинирует и совершенствует себя, чтобы стать лучше. Изначально, это было место для медитаций, позже термин додзё стал использоваться для названия
помещения, где проходят тренировки, соревнования по японским боевым искусствам.
На фото ниже несколько примеров dojo. Это обязательно большое помещение с татами на полу, раздвижными перегородками сёдзи или фусума.
 |
Рис. 48-50. Несколько примеров dojo |
Пол в японском доме устилают татами - это маты из прессованной рисовой соломы обшитые циновками, всё это по краям скреплено плотной тканью, часто черного цвета.
Татами делают прямоугольными, размер их отличается в разных частях Японии.
Например, в Токио размер матов 1,76 м * 0,88 м.
Бедные горожане и сельские жители, в отличие от самураев, спали прямо на полу, подстелив мешки набитые рисовой соломой.
 |
Рис. 51. Татами |
 |
Рис. 52. Татами и сёдзи |
 |
Рис. 53. Изготовление татами |
Интересная часть японского дома - это переносные очаги хибати, традиционно в японском доме они использовались для обогрева.
Первоначально хибати вырезали из дерева и облепляли глиной, затем из керамики и металла. Опять же, у обеспеченных японцев мастера превращали хибати, по степени отделки, в предмет искусства.
 |
Рис. 54. Керамический хибати |
 |
Рис. 55. Бронзовый хибати |
 |
Рис. 56. Хибати в японском доме |
В англоязычном написании можно встретить такое название, как хибачи (hibachi) - переносные грили. Назвали так, как следует из различных литературных источников, только по причине того, что истинное японское название подобного устройства трудно было произносить.
 |
Рис. 57. Хибачи (hibachi) - переносной гриль |
Настоящие хибати имели форму горшка, иногда в виде деревянной тумбы, в центре которой находилась емкость для угля. Сейчас такие горшки в большей степени используют как предмет декора для создания интерьера в японском стиле.
Хибати в виде тумбы напоминают современную плиту, которую уже использовали не только для обогрева, но и для того, чтобы вскипятить чайник.
 |
Рис. 58-60. Японский хибачи |
 |
Рис. 61. Японский хибачи в качестве элемента интерьера в японском доме |
Кроме хибати в японском доме были и более эффективные способы обогрева:
ирори и котацу. Ирори - это открытый очаг, который врезался в полу, около него не только грелись, но и кипятили воду.
 |
Рис. 62. Рыболовный крючок держит чайник над ирори |
 |
Рис. 63-64. Японский очаг |
Котацу (kotatsu) выглядел следующим образом: над очагом ирори с тлеющими углями ставили низкий стол, который накрывали одеялом, поверх которого клали толстую доску, читай как столешницу, по размеру стола.
Японцы всей семьёй садились вокруг Котацу, засовывали ноги под одеяло и грелись. Эта традиция сохранилась и сейчас, только вместо ирори используют электронагреватели, и всё потому, что в большей части Японии нет центрального отопления.
 |
Рис. 65-66. Котацу (kotatsu) |
Печь камадо - это плита для приготовления пищи. Делалась она в
основном из земли или глины, с середины 19 века из камня, кирпича.
Топливо в неё добавлялось через топку такигути. Кастрюли, набэ и котлы кама из бронзы, железа или керамики
устанавливались в круглое отверстие камагути для приготовления пищи.
Камадо использовались по всей Японии, дизайн варьировал в зависимости от местоположения и периода.
Считается, что Камадо был завезен в Японию в период Кофун.
 |
Рис. 67. Японская плита камадо |
|